Создание и редактирование трассы АД

<< Нажмите, чтобы обновить оглавление >>

Навигация:  Проектирование трассы АД в плане >

Создание и редактирование трассы АД

В этой статье:

 Создание трассы АД

 Назначение параметров трассы АД

 Редактирование трассы АД

 Особенности создания политрассы

 Особенности трассирования в проекте Дорога проектируемая

 Шаблон дороги

 Назначение целевых линий в плане

 Переход в окно Профиль

 Цифровая модель проекта дороги

 Создание водопропускных труб по трассе АД

Создание трассы АД

Создание трассы АД условно делится на два этапа. На первом этапе определяется плановая геометрия трассы в графическом окне: по существующим полилиниям и примитивам либо с созданием новых элементов. На втором этапе, после завершения интерактивного построения, трассе АД назначаются необходимые параметры. Для новой трассы АД можно скопировать параметры существующей трассы - кнопка 00_LokToolbar_Copy_Propertys Копировать свойства на локальной панели инструментов команд создания применяется до начала или после завершения интерактивного построения.

Команды трассирования сгруппированы в меню Дорога/ Создать Трассу АД. Они позволяют выполнять построение трассы различными интерактивными способами.

Для создания трасс часто используются вспомогательные команды построения отдельных геометрических элементов и полилиний из меню Примитивы и команды редактирования трасс, построенных ранее.  

hmtoggle_plus1 Способы трассирования

џВ начало

Назначение параметров трассы АД

hmtoggle_plus1 В общих параметрах трассы указываются: имя трассы, длина, проект хранения, слой хранения, направление дороги, пикетаж (шаг пикетов, направление пикетажа, создание рубленых пикетов), нормативные параметры, вид в поперечном сечении трассы.

В группе Графические свойства и отображение трассы задаются графические свойства маски, настройки на отображение, выбор и создание различных элементов трассы.

hmtoggle_plus1 Линии по смещению

hmtoggle_plus1 Дорожные полосы

hmtoggle_plus1 Вершины углов

Тип трассы. В параметрах определяется тип трассы - монотрасса или одна из осей политрассы. Если создается ось политрассы, то следует установить критерий на минимальное расстояние между осями.

На этапе применения любой команды создания трассы АД выполняется автоматическая проверка и устранение hmtoggle_plus1 дублирования трасс в одном слое.

џВ начало

Редактирование трассы АД

Команды редактирования сгруппированы в меню Дорога/ Редактировать Трассу АД. С их помощью возможно:

изменение параметров трассы АД;

изменение геометрии трассы АД;

разделение и объединение трасс АД,

стирание участка трассы АД;

замена сегмента одной трассы на другую трассу АД;

удаление трассы АД;

удаление проектов профиля, сохраненных за трассой АД;

копирование трассы АД в другой слой или в другой проект (План генеральный или Дорога проектируемая) с удалением или сохранением исходной трассы АД;

работа с пикетажем, разделение и объединение ВУ.

Примечание  Инвертировать направление дороги возможно, пока за трассой АД не хранятся проекты профилей.  

Трассу для редактирования можно выбрать интерактивно в графическом окне или из списка в параметре Выбор трассы АД. При этом доступен захват трасс из всех проектов План генеральный и Дорога проектируемая текущего НП.

Методы редактирования можно условно разделить на редактирование параметров и редактирование плановой геометрии трассы.

При редактировании геометрии трассы дорожные полосы и линии по смещению пересоздаются (актуализируются) автоматически.

Одна из основных команд редактирования геометрии трассы - Изменить через ВУ. Она объединяет группу методов и позволяет редактировать тангенциальный ход с изменением положения ВУ или удалением выбранной ВУ по клавише <Delete>, а также редактировать параметры выбранного закругления без изменения положения ВУ. При этом алгоритм стремится вписать закругление согласно выбранным нормативным параметрам.

Если соблюдение нормативных параметров невозможно, то закругление создается по фактическим параметрам, об их несовпадение с нормативными будет указывать красный цвет строк в окне параметров со значениями радиуса окружности и длин переходных кривых (при их наличии).

Удалить выбранную ВУ можно отдельным методом Удалить ВУ.

Методом Редактировать тангенциальный ход решается несколько задач:

изменение местоположения вершины угла, в том числе и с возможностью объединения со смежной ВУ;

создание и уточнение местоположения новой вершины угла;

перемещение участка ТХ между смежными вершинами.

Метод Редактировать параметры закругления позволяет менять элементы и параметры закругления для указанного угла поворота без изменения положения ВУ.

В графической области на закруглении можно перемещать:

точку на биссектрисе (только для схемы K-nC-K при n = 1);

точки по тангенсу (перемещение начального или конечного узла сопряжения по тангенсам);

окружность (только для схемы K-nC-K при n = 1).

В окне параметров можно:

редактировать параметры закругления;

менять схемы сопряжения K-nC-K или L-L;

изменять количество дуг окружностей для схемы K-nC-K.

Геометрия тангенциального хода остается неизменной при изменении сопряжения с L-L на K-nC-K или обратно, при изменении параметров закругления и длин прямых вставок в окне параметров.

Как следствие редактирования тангенциального хода или параметров ВУ, могут появиться точки рублености:

Если параметр Сохранить пикеты = Да, то после редактирования ВУ создается одна точка рублености в конце участка редактирования. Пикет слева для новой точки рублености высчитывается от предыдущей точки рублености или от начала трассы при отсутствии точек рублености. Пикет справа высчитывается обратным ходом - от следующей точки рублености или от конца трассы при отсутствии точек рублености.

Если параметр Сохранить пикеты = Нет, то меняется пикетаж от предыдущей точки рублености или от начала трассы при отсутствии точек рублености до следующей существующей точки рублености или до конца трассы при отсутствии точек рублености.

Пикет начала трассы при прямом пикетаже не меняется никогда.

Если на участке редактирования трассы АД создана автобусная остановка, то она будет перенесена на новое место в плане по нормали к исходному положению трассы. При этом сохраняются все настройки параметров автобусной остановки.

Если в результате редактирования трассы АД остановка удаляется, то об этом появится сообщение.

Если за трассой АД сохранены проекты профилей, например, создан продольный профиль, а также если по трассе созданы съезды (простые или канализированные), то после редактирования при переходе от одного метода к другому (выполняется автосохранение данных) или по кнопке Применить построение <F12> на экран выводится сообщение с возможными вариантами действий на участке редактирования:

со съездами;

с данными профилей на редактируемом участке;

с цифровой моделью проекта (ЦМП).

Настройки связаны между собой, например, если выбрана актуализация съездов, то для ЦМП возможно только создание или обновление (настройка Создать).

Съезды можно:

Актуализировать (настройка по умолчанию) - выполняется выбор съездов для актуализации (из числа простых и канализированных съездов, открытых в текущем НП), затем перестроение в зоне закруглений и, возможно, по всей длине съезда (вспомогательной трассы) согласно варианту, заданному в параметрах создания съезда (команды Простой съезд/ Создать и Редактировать, Канализированный съезд/ Горизонтальная планировка и Вертикальная планировка). При этом будут учтены изменения в проектах профилей сопрягаемых трасс.

Не актуализировать - для отложенной актуализации съездов в системе ДОРОГИ автоматически устанавливается настройка параметра Состояние съезда = Пересоздать на интервалах съездов в графах Учет элементов поперечника слева (справа) сетки Создание цифровой модели проекта.

Удалять - съезды на редактируемом участке удаляются.

Данные продольных профилей можно:

Удалить (настройка по умолчанию) - вырезаются все данные граф сеток и участки масок профилей на редактируемом участке. Значение не доступно для выбора, если Съезды = Актуализировать.

Примечание  Графы сеток - это мини-окна в окне Профиль для отображения каких-либо данных по продольным профилям, например, проектных отметок по оси дороги, и по элементам поперечных профилей, например, дорожной одежды на обочинах. См. также Представление о проекте сетки и графе сетки

Масштабировать – данные первоначального участка модифицируются (растягиваются или сужаются) с коэффициентом, который равен отношению длин конечного и первоначального участков. Значение устанавливается по умолчанию, если Съезды = Актуализировать.

Сохранить с привязкой к началу участкасохраняются данные граф сеток и геометрия масок профилей и привязываются к началу редактируемого участка.

При этом могут образоваться «пробелы» в конце участка (если конечный редактируемый участок трассы в плане длиннее первоначального) или обрезаться данные (если конечный редактируемый участок короче первоначального).

Сохранить с привязкой к концу участка сохраняются данные граф сеток и геометрия масок профилей и привязываются к концу редактируемого участка.

При этом могут образоваться «пробелы» в начале участка (если конечный редактируемый участок трассы в плане длиннее первоначального) или обрезаться данные (если конечный редактируемый участок короче первоначального).

Цифровую модель проекта (ЦМП) можно:

Не изменять – в плане изменится только трасса АД. Значение не доступно для выбора, если Съезды = Актуализировать и для съездов были созданы цифровые модели.

Создать – ЦМП трассы на участке редактирования создается или пересоздается заново. Значение устанавливается по умолчанию, если Съезды = Актуализировать.

Удалить – ЦМП трассы удаляется. Значение не доступно для выбора, если Съезды = Актуализировать и для съездов были созданы цифровые модели.

Примечание Для политрассы ЦМП удаляется и создается только по одной оси направления – той, которая редактируется, или по всему объекту, если редактируется главная ось.

После создания ЦМП открывается Протокол с перечнем участков, на которых выполнено редактирование данных.

Для редактирования трассы АД с профилями или без них, можно использовать и другие команды редактирования:

Параметры. Команда позволяет изменять шаг пикетажа и пикетное положение начала трассы; графическое отображение трассы и условных знаков на ней.

Разделить. При выполнении команды продольные профили и графы сеток разрезаются в точке разделения трассы. Значения параметров в этой точке определяются интерполяцией между смежными данными по исходной трассе.

Объединить. В точке объединения трасс сохраняются данные по графам сеток профиля для трассы, выбранной первой. Данные в этой точке для второй трассы удаляются. Слева и справа от точки объединения (на расстоянии 1 мм) создаются точки, для которых назначаются параметры из соответствующих трасс.

Заменить сегмент. В точках стыковки исходная трасса разделяется и объединяется с новой трассой.

Примечание Объединение невозможно для трасс с профилями, если направление создания трасс не совпадает (наличие профиля хотя бы у одной из объединяемых трасс).

Для замены сегмента необходимо наличие одной или двух точек касания по границам врезаемой маски. Для трассы АД с одной осью в точках касания допускается любое сопряжение: излом, негладкое, гладкое.

При двух точках касания выполняется замена внутреннего сегмента исходной трассы.

Если точка касания одна, то в зависимости от направлений создания каждой из трасс, выполняется замена участка исходной трассы от начала до точки касания или от точки касания до конца исходной трассы.

При замене сегмента или объединении двух трасс образуются точки рублености. Если требуется получить сквозной пикетаж, то следует удалить точки рублености (команда Дорога/ Пикетаж и Вершины углов/ Рубленые ПК кнопка Удалить границу участков или ввести нулевые значения длины для рубленых участков в диалоге Данные рублености по кнопке Редактировать в таблице.

После замены сегмента или объединения трасс, у каждой из которых созданы профили, формируется общий продольный профиль. При этом никакие изменения в отметки, уклоны, параметры вертикальных кривых продольных профилей автоматически не вносятся. Проверка и необходимая корректировка данных в местах стыковки профилей должна выполняться пользователем интерактивно.

Примечание Прежде чем изменить плановое положение трассы АД с проектами профилей, рекомендуем создать на ее основе шаблон – выполнить экспорт параметров. Затем полученный шаблон можно применить на новых участках трассы – выполнить импорт параметров.

Кроме упомянутых выше способов, для редактирования трасс АД служит команда универсального редактирования Построения/ Редактирование объектов. С ее помощью можно переместить, повернуть, удалить, скопировать или переместить трассу АД в другой слой, а также применить большинство индивидуальных методов редактирования трассы АД. Эти же функции открыты в фоновом режиме редактирования (команда Установки/ Фоновый режим приложения/ Редактирование).

џВ начало

Особенности создания политрассы

Политрассу можно создать теми же командами, что служат для создания трасс с одной осью, т. е. любой командой меню Дорога/ Создать Трассу АД.

Определение типа трассы, моно- или поли-, выполняется в окне параметров команды создания. За это отвечает настройка параметра Тип трассы, и если выбрана одна из осей политрассы, то сразу будут добавлены hmtoggle_plus1 дополнительные параметры, а в плане достроены остальные оси политрассы на указанном расстоянии.

Пока за трассой нет сохраненных данных в проектах профилей, можно изменить тип трассы в команде Редактировать Трассу АД/ Параметры.

В командах создания трассы задаются параметры, общие для всех трех осей. Все маски осей политрассы лежат в одном слое, имеют одинаковые стили отображения, настройки создания и отображения различных элементов.

После создания трассы почти все параметры каждой оси редактируются индивидуально. Исключение составляют параметры Имя трассыХранится в слое и Инвертировать направление дороги - они меняются сразу для всех осей, если их отредактировали для одной из осей политрассы.

Для политрассы выполняется автоматическая проверка корректности построения при его применении.

Из критериев корректности следует, что привычная для многих методика трассирования – одной командой создать тангенциальный ход и по нему назначить какую-либо из осей политрассы, а следом, в команде редактирования ВУ, вписать закругления – не применима. Но возможны другие варианты трассирования дорог с разделительной полосой, которые можно использовать в зависимости от условий проектирования.

hmtoggle_plus1Способы создания политрассы

џВ начало

Особенности трассирования в проекте Дорога проектируемая

В одном проекте Дорога проектируемая может храниться только одна трасса АД.

Кроме слоя хранения трассы АД (одной оси монотрассы или трех осей политрассы), автоматически создаются слои хранения осевой линии и масок по границам дорожных полос.

Для трассирования дорог в проекте Дорога проектируемая предусмотрена та же функциональность, что и в проекте План генеральный.

hmtoggle_plus1 Особенности трассирования

После завершения трассирования мы, как правило, продолжаем работу с трассой АД, используя различные команды меню Дорога для решения других задач проектирования. Здесь только коротко остановимся на возможностях этих команд.

џВ начало

Экспорт параметров трассы АД

В ТИМ КРЕДО ТРУБЫ пользователь может создавать свои индивидуальные шаблоны по трассе АД для повторного использования и обмена информацией с коллегами. Для этого служит команда в окне плана Дорога/ Экспорт параметров – в шаблон для проекта План генеральный.

џВ начало

Назначение целевых линий в плане

Целевые линии  (ЦЛ) определяют плановое и высотное положение внешних границ дорожных полос и откосов земполотна. Для их назначения служит команда Дорога/ Целевые линии.

Основа для целевых линий в плане - это маски различных типов, созданные на любом этапе работы: при подготовке исходных данных (например, кромки, бровки существующей дороги) или в ходе выполнения проекта.

ЦЛ в плане назначаются интерактивным выбором по усмотрению пользователя, поэтому они названы пользовательскими, в отличие от автоматических ЦЛ, создаваемых программно в ТИМ КРЕДО ПРОЕКТИРОВАНИЕ и ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ: по границам дорожных полос в окне профиля, при автоматизированном создании канализированных и соединительных съездов и автобусных остановок.

Типы масок, которые можно назначить пользовательскими ЦЛ:

графическая маска;

структурная линия с одним или с двумя профилями;

линейный тематический объект с профилем или без него;

монотрасса АД с профилем или без него.

Внимание! Ни одну из осей политрассы нельзя назначить в качестве ЦЛ.

Основное различие между типами ЦЛ:

автоматические ЦЛ пересоздаются или удаляются программно при каждом создании, редактировании или удалении дорожных полос, съездов и автобусных остановок;

пользовательские ЦЛ можно изменить или удалить только интерактивно в окне плана.

Поскольку ЦЛ служат для формирования проектного поперечника дороги, то подробно об их использовании будем говорить в  теме Поперечный профиль трассы АД.

См. также

Дорожные полосы. Целевые линии

џВ начало

Переход в окно Профиль

 

При помощи команды Профиль Трассы АД ID_EDITROAD_INPROFIL (меню Дорога) выполняется переход в окно Профиль по выбранной трассе АД для просмотра проектных профилей и поперечников, запроектированных в системе ДОРОГИ, и получения информации по элементам НП профилей.

Примечание Переход в окно Профиль возможен для трасс из всех проектов План генеральный и Дорога проектируемая.

При переходе в окно Профиль по данным плана автоматически формируются проекты, которые входят в состав набора проектов (НП) профилей трассы АД: Разрез модели, Развернутый план модели, Развернутый план проекта.

Примечание Команда перехода в профиль трассы АД ID_EDITROAD_INPROFIL доступна также в числе методов команды Редактирование объектов из меню Построения.

џВ начало

Цифровая модель проекта дороги

Команда Создать цифровую модель проекта (ЦМП) предназначена для создания в плане данных на основе сохраненных за трассой АД продольных и поперечных профилей, без перехода в окно Профиль. В результате выполнения команды, в зависимости от заданных настроек, в плане будут созданы:

структурная линия по оси дороги;

структурные линии с двойным профилем по бортовым камням;

структурообразующие линии по границам всех элементов дорожного полотна;

поверхности и ПТО по выбранным элементам и слоям конструкции;

характерные точки:

в местах изменения параметров всех конструктивных полос дорожного полотна, дорожной одежды и земляного полотна;

точки аппроксимации всех экспортируемых проектных профилей по оси и профилей кюветов слева, справа;

точки аппроксимации плана трассы;

узлы целевых линий;

границы интервалов и точки изменения ширины снятия ПРС за границей проектного поперечника;

точки для учета мостов и путепроводов: начало и конец пролетного строения, начало и конец переходной плиты, граница земработ;

границы водосборных продольных лотков;

точки с шагом, заданным в окне Профиль.

Для всех точек дополнительно настраивается условие: Экспортировать = Везде или только Вне съездов.

Цифровую модель проекта можно экспортировать в уже существующий проект в наборе проектов либо в новый проект, создаваемый при экспорте. При этом устанавливается связь трассы АД и ЦМП, которая используется системой при обновлении ЦМП после редактирования плановой геометрии трассы, данных НП профилей, проектирования съездов и автобусных остановок по этой трассе.

Для группы слоев ЦМП можно задать индивидуальное имя. Перед именем будет автоматически добавлена аббревиатура ЦМП. По умолчанию предлагается имя трассы, по которой создается цифровая модель.

Настройка на экспорт всей конструкции или части проектных данных, выбор и уточнение параметров для слоев конструкции выполняется в окне параметров перед применением команды.

Для настройки на создание отдельных элементов и их отображение в плане служит диалог Верх конструкции, который вызывается в строке параметра Элементы.

Отображение основных точек и ребер триангуляции настраивается через параметры Точки и Ребра триангуляции.

Создание подписей точек настраивается через параметр Подписи точек.

Оформление дна кювета – это автоматическая расстановка размеров по дну кювета на плане. Размер включает значения уклона и расстояния между точками переломов по профилю кювета, а также «заплюсовку» таких точек вида 05_Conception_img_Culvert_05. Значения отметок передаются через подписи точек ЦМП.

Примечание При создании ЦМП или трехмерной модели дороги всегда обновляются расчетные точки согласно параметрам, заданным в графе Экспорт модели АД в план в сетке Создание цифровой модели проекта в окне профилей (метод Создать точки по параметрам). При обновлении расчетных точек предусмотрено сохранение точек, добавленных пользователем интерактивно (настройка Пользовательские = Не удалять).

См. также

Создание цифровой модели проекта

џВ начало

Создание водопропускных труб по трассе АД

В меню Дорога добавлена команда Водопропускные трубы для создания труб с привязкой к выбранной трассе АД.

Примечание Такая же команда продублирована в меню Труба активного проекта Водопропускная труба.

Для графического представления трубы в плане строится линейный тематический объект (ЛТО). Его граничные точки равно удалены от оси дороги. У ЛТО автоматически заполняется семантика по введенным данным.

Трубы, созданные по трассе АД, хранятся за этой трассой. Они сохраняют свое положение при редактировании трассы, кроме случая, когда на участке трассы с трубой меняется геометрия, например, заменяется сегмент или вписывается закругление вместо ломаных линий.

В параметрах трубы задается ее плановое положение (ПК+ и угол пересечения с осью дороги), программно определяется отметка черного профиля по трассе АД, по умолчанию принимается продольный уклон трубы 10 ‰.

По созданным трубам можно получить адресную ведомость труб по указанной трассе АД.

Примечание Дальнейшее проектирование трубы выполняется специальной командой в проекте Водопропускная труба.

См. также

Конструирование водопропускной трубы

џВ начало