<< Нажмите, чтобы обновить оглавление >> Навигация: Проектирование трассы АД в окне Профиль > Поперечный профиль трассы АД > Дорожные полосы. Целевые линии |
Для создания горизонтальной планировки дороги используются дорожные полосы (ДП). Они определяют состав, местоположение и ширину полос, образующих проезжую часть и обочины дороги. По границам дорожных полос автоматически создаются целевые линии (ЦЛ).
В этой статье:
Основные сведения о дорожных полосах и целевых линиях
Назначение пользовательских целевых линий
Настройки параметров в диалоге Выбор целевых линий
Определение участка влияния ЦЛ на трассу АД
Основные сведения о дорожных полосах и целевых линиях
Дорожные полосы на перегонах создаются автоматически и отображаются в окне плана при обязательном соблюдении двух условий:
•в окне параметров трассы АД при ее создании или редактировании параметров должны быть включены настройки на создание и отображение ДП в группе Дорожные полосы;
•за трассой АД должны храниться проекты профилей с параметрами полос проезжей части и обочин в соответствующих сетках.
ДП по проезжей части включают центральную полосу, полосы движения и полосы разделения транспортных потоков, а ДП по обочинам – все конструктивные элементы в составе обочины, которые могут быть созданы на поперечнике.
Осью для дорожных полос служит осевая линия. Ее назначение – возможность смещать ДП относительно трассы АД.
В построении поперечников, как правило, принимают участие целевые линии (ЦЛ).
Основное свойство целевой линии – передавать плановое и высотное (если у маски есть профиль) положение маски на поперечник дороги и тем самым определять ширину и поперечный уклон отдельных полос проезжей части и обочин, а также длину и заложение откоса насыпи или выемки на указанном пикете.
По границам полос движения в составе проезжей части и всех полос в составе обочин, кроме бортов, создаются ЦЛ, если в сетках профиля в параметрах полос выполнена настройка Целевые линии = Создавать.
ЦЛ от дорожных полос алгоритмически рассчитываются при обращении к профилю и хранятся в проектах профилей.
Примечание При чтении старых версий проекта (версии 2.4 и ранее), для актуализации ЦЛ от дорожных полос, требуется зайти в профиль трассы АД.
Если на грунтовой или укрепленной части обочины устраивается тротуар, то автоматически будет создано три целевые линии: две по границам обочины – до и после тротуара, еще одна ЦЛ – по границе тротуара.
Примечание Граница в данном контексте – это внешний по отношению к оси дороги край обочины до и после тротуара и самого тротуара.
Кроме создания дорожного полотна на перегонах, дорожные полосы и целевые линии участвуют в автоматизированном проектировании автобусных остановок, канализированных и соединительных съездов. Они служат для построения переходно-скоростных полос, центральных полос торможения (накопления) для левых поворотов, направляющих островков, остановочных карманов и т. д.
Все ЦЛ, создаваемые программно, назовем автоматические ЦЛ.
Автоматические ЦЛ пересоздаются или удаляются при каждом создании, редактировании или удалении дорожных полос, съездов и автобусных остановок.
Линии с тем же свойством – целевые – можно создать интерактивно командой Дорога/ Целевые линии в окне плана. Их назовем пользовательские ЦЛ, поскольку именно пользователь, указывая маски, построенные ранее в графической области плана, назначает их целевыми линиями.
Типы масок, которые можно назначить пользовательскими ЦЛ:
•графическая маска (ГМ);
•структурная линия (СЛ) с одним или с двумя профилями;
•линейный тематический объект (ЛТО) с профилем или без него;
•монотрасса АД с профилем или без него.
Внимание! Ни одну из осей политрассы нельзя назначить целевой линией.
Основное различие между типами ЦЛ:
–автоматические ЦЛ пересоздаются или удаляются программно;
–пользовательские ЦЛ можно изменить или удалить только интерактивно.
Применение пользовательских ЦЛ позволяет:
•указать в качестве ЦЛ маску любой криволинейной геометрии, например, кромку закругления, и сразу точно передать на поперечники переменную ширину проезжей части или обочины, не создавая множества интервалов с разными шириной и отгоном;
•указать маску, для которой определено высотное положение, и тем самым задать уклон полосы на поперечнике, это особенно актуально при переменных уклонах, например, в условиях ремонта существующего покрытия;
•назначить ЦЛ не только для любого элемента по верху дорожного полотна (проезжая часть и обочины), но и для откосов насыпи или выемки;
•назначить ЦЛ по красным линиям, ограждающим устройствам, границам землепользования и т. п., тем самым определяя координаты конца откоса проектируемой дороги.
Назначение пользовательских целевых линий
Основой для назначения целевых линий в плане служат маски различных типов, созданные на любом этапе работы: при подготовке исходных данных (например, кромки, бровки существующей дороги) или в ходе выполнения проекта.
После перехода в профиль, просматривая поперечники, можно оценить влияние назначенных ЦЛ на построение дорожных полос и откосов земполотна. При необходимости, в профиле можно отключить влияние ЦЛ или изменить отдельные параметры ЦЛ.
Последовательность действий при назначении ЦЛ в плане:
1.Активизируем команду Дорога/Целевые линии.
2.Выбираем трассу АД, для которой надо назначить ЦЛ, в графической области плана или из выпадающего списка в окне параметров. Для выбора доступны все трассы АД в текущем наборе проектов.
3.Интерактивно выбираем из созданных ранее масок те, которые будут служить в качестве целевых линий, - доступны маски из всех проектов текущего набора проектов.
Выбор и назначение параметров можно выполнить поочередно для нескольких ЦЛ в одном сеансе работы с диалогом Выбор целевых линий, открывшемся сразу после выбора трассы АД:
•добавляем строку – кнопка Вставить строку в конец;
•после ввода строки появляется подсказка дальнейших действий в нижнем левом углу окна плана;
•в графической области выбираем маску по всей длине (двойной щелчок курсора по маске) или на определенном участке (одним щелчком курсора указать маску, потом двумя последовательными щелчками указать произвольные или захватить существующие точки), чтобы задать ПК начала и ПК конца участка трассы АД, на который проецируется ЦЛ.
Примечание Определение участка трассы АД, на который может повлиять ЦЛ, описано ниже.
•из выпадающего списка, в котором перечислены все доступные элементы поперечника, выбираем элемент, чью границу будет определять данная ЦЛ;
•если назначаем ЦЛ по структурной линии, то можно сразу выбрать профиль, верхний или нижний, для его учета на поперечнике;
Примечание Пара целевых линий для укрепленной и грунтовой частей обочины (1-я и 2-я) используется при наличии тротуара. Они определяют геометрию по частям обочины до и после тротуара.
•добавляем новую строку и выбираем следующую маску для назначения ЦЛ;
•при необходимости уточняем значения ПК начала, ПК конца и другие настройки ЦЛ в диалоге Выбор целевых линий;
•удалить какие-либо ЦЛ можно по кнопке Удалить строку ;
•по кнопке Применить сохраняются все созданные на текущий момент строки открытого диалога Выбор целевых линий;
Внимание! Если нажать кнопку Отмена, то не сохраняются строки, не примененные на текущий момент.
•по кнопке ОК диалог закрывается с сохранением всех данных.
4.Можно переходить к назначению ЦЛ для другой трассы АД.
Примеры использования целевых линий
Ниже приведены возможные варианты назначения целевых линий в плане для передачи различной информации по бортам:
•1-й вариант Необходимо передать из плана на поперечник плановое и высотное положение борта. Для этого можно использовать целевую линию, которая назначена по СЛ с двумя профилями (рис.): ✓по нижнему профилю назначить конструктивную полосу, предыдущую полосе с бортом, например, Краевая полоса; ✓по верхнему профилю назначить внутренний борт на одной из полос обочины – выбрать из списка элемент поперечника: Борт ТТ внутренний, Борт остановочной полосы внутренний, Борт тротуара Укрепленной части обочины внутренний, Борт тротуара Грунтовой части обочины внутренний. Чтобы профили СЛ учитывались при построении поперечников, для целевых линий нужно установить флажки в столбце Профиль в диалоге Выбор целевых линий. внимание! Наличие бортов и их параметры на поперечнике определяются в профиле, из настроек соответствующих полос в сетках с параметрами обочин. •2-й вариант Необходимо передать из плана на поперечник плановое и высотное положение борта и полосы, для которой этот борт является внутренним. Для этого надо: ✓выполнить настройки для борта (см. вариант 1); ✓создать маску по внешней границе полосы, например, технологического тротуара; ✓если нужна не только плановая, но и высотная привязка внешней границы тротуара, то маска должна быть с профилем (СЛ, ЛТО, трасса АД); ✓для маски назначить соответствие на элемент поперечника Технологический тротуар (Упор, Лоток). Примечание Обратите внимание, что для всех полос с наличием бортов предусмотрено по две возможные настройки целевых линий – на внутренний борт и на внешнюю границу полосы. •3-й вариант Борт проектируется по параметрам, которые задаются в сетке профиля Параметры обочины слева (справа). Для этого варианта достаточно назначать ЦЛ по границе предыдущей полосы. ЦЛ по борту не требуется. |
Настройки параметров в диалоге Выбор целевых линий
Настройки параметров диалога позволяют: •отказаться на время от ЦЛ, не удаляя ее из списка, – флажок в первом столбце таблицы; •изменить последовательность ЦЛ в списке – стрелка на строке заголовка в первом столбце (перемещаются только строки с флажком); •изменить ПК начала и ПК конца участка трассы АД, на который проецируется ЦЛ; •изменить элемент поперечника, границу которого определяет ЦЛ; •уточнить расположение ЦЛ, слева или справа от трассы, – именно по этой настройке целевая будет учитываться на поперечнике с указанной стороны; Внимание! На поперечниках влияние целевой линии будет учитываться корректно только для участка трассы, на котором ЦЛ расположена с указанной стороны. Рекомендуем при назначении ЦЛ использовать маски или их участки, расположенные только с одной стороны от трассы АД – слева или справа. •задать поясняющее имя ЦЛ (по умолчанию это может быть тип маски (ГМ или СЛ), название ЛТО, имя трассы АД); •включить/отключить флажок для учета профиля маски; •если профиль учитывается, то можно в столбце Ограничения поперечного профиля перейти на настройку Да и задать диапазон значений поперечного уклона полосы или крутизны откоса, а также выбрать вариант построения, когда значение выходит за диапазон: принимать предельное значение, не учитывать профиль или не учитывать ЦЛ; •отслеживать информацию по именам проектов, в которых хранятся маски, и о том, как были созданы ЦЛ – автоматически от съездов или назначены пользователем интерактивно. |
В процессе работы с проектом в диалоговом окне Выбор целевых линий можно увидеть пустые строки, например, после удаления маски, которая была указана ранее в качестве целевой, или если ЦЛ хранятся в проекте, не подгруженном в текущий набор проектов. В такой ситуации при переходе в профиль на экран выводится сообщение о том, что не все ЦЛ найдены и это может привести к некорректности модели дороги.
Рекомендуется проанализировать пустые строки и, если они не нужны, удалить из списка.
В профиле в сетках параметров проезжей части и обочин будут автоматически созданы недостающие интервалы по отдельным полосам согласно настройке параметра Элемент поперечника в диалоге Выбор целевых линий.
Внимание! Если в качестве ЦЛ выбрана маска, которая пересекает трассу АД, т. е. расположена слева и справа от нее, то интервал в профиле будет создан на всем протяжении маски, но только с указанной стороны, например, слева (параметр Сторона = Левая), несмотря на ее реальное расположение в плане. ЦЛ будет влиять на ширину и уклон полосы только на участке, расположенном в плане слева. На остальном протяжении ЦЛ полоса будет создаваться также слева от оси, но по параметрам интервала, без учета назначенной ЦЛ.
Определение участка влияния ЦЛ на трассу АД
При назначении маски в качестве ЦЛ алгоритмически выполняется поиск участка трассы АД, для которого может использоваться данная целевая линия.
Для ускорения поиска выполняются две проверки:
1.Строятся нормали в точках начала и конца трассы АД и проверяется их пересечение с данной ЦЛ.
2.Опускаются нормали на трассу АД из точек начала и конца ЦЛ.
В результате:
•если выполняется условие 1, то маска ЦЛ может быть назначена по всей длине трассы;
•если выполняется условие 2, то маска ЦЛ может быть назначена только на участке трассы между нормалями по границам ЦЛ.
Таким образом, маски, у которых точки начала и конца расположены близко или совпадают, например, замкнутые, могут быть назначены в качестве ЦЛ на коротком участке трассы или только в одной точке (условие 2), несмотря на то, что нормали от трассы АД на маску можно построить на значительном протяжении (условие 1).
В случаях назначения замкнутой маски в качестве ЦЛ следует разрезать маску, чтобы раздвинуть точки начала и конца участка влияния ЦЛ.
Никаких дополнительных команд создания и редактирования плановой и профильной геометрии целевых линий, назначенных в плане, не предусматривается. Для этого необходимо использовать стандартные методы создания и редактирования масок разных типов.
Особенности выбора ЦЛ:
•одна и та же маска может назначаться в качестве целевой линии для разных трасс АД;
•одна и та же маска может быть выбрана для разных элементов поперечника одной трассы АД;
•несколько масок могут быть выбраны для одного и того же элемента поперечника одной трассы АД.
Поведение пользовательских ЦЛ, назначенных в плане, при редактировании трасс АД:
•редактирование планового положения трассы АД – никакого изменения геометрии масок, по которым назначены целевые линии, не происходит;
•команды Разделить и Стереть – результирующие трассы АД хранят полный список целевых линий, который создавался для исходной трассы АД;
•команда Объединить – результирующая трасса АД хранит общий (объединенный) список целевых линий, созданных для каждой из трасс АД;
•команда Заменить сегмент – результирующие трассы хранят общий (объединенный) список целевых линий для обеих трасс АД;
•команда Изменить через ВУ – список целевых линий не меняется;
•если в качестве ЦЛ была задана монотрасса, а затем ее преобразовали в политрассу, то такая ЦЛ считается некорректной – она не будет учитываться при построении поперечника.
Поведение дорожных полос и автоматических ЦЛ при редактировании трассы АД:
•команды Разделить и Стереть – результирующие трассы АД хранят полный список целевых линий, которые создавались для исходной трассы АД.
•команда Объединить – результирующая трасса АД хранит общий (объединенный) список целевых линий, созданных для каждой из трасс АД;
•команда Заменить сегмент – результирующие трассы АД хранят общий (объединенный) список целевых линий, созданных для каждой из трасс АД;
•команда Изменить через ВУ методы Редактировать тангенциальных ход и Редактировать параметры закругления – маски ДП и целевые линии по границам полос на участке между смежными вершинами углов, которые остались неизменными, могут удаляться или перестраиваться согласно настройкам команды;
•команда Удалить трассу АД автоматически удаляет маски ДП и слои их хранения в плане;
•команда Удалить проекты профиля для трассы АД автоматически удаляет маски ДП и слои их хранения в плане;
•команды Переместить, Повернуть и др. из списка команд универсального редактирования пересоздают дорожные полосы по трассе АД, если в результате редактирования не меняется общая длина или геометрия отдельных элементов трассы АД.
Изменение планового положения ГМ, при помощи которых границы дорожных полос отображаются на плане, через команды редактирования не меняет интервалы ДП в окне профиля.
Внимание! Работа со слоями и проектами (копирование, врезка, вырезка, переименование и т. д.) не ведет к переопределению свойства масок как целевых линий для указанной трассы АД. В результате можно получить несколько однотипных масок с одинаковыми идентификаторами – все они будут ЦЛ для одного и того же элемента поперечника.
Чтобы избежать такой ситуации, при необходимости скопировать или переместить маски в другой слой или другой проект, используйте команды редактирования масок.
При построении поперечника система проверяет наличие целевых линий и возможность их применения для конкретной полосы дорожного полотна или откоса с соблюдением условий корректности.
В итоге на поперечнике будут учтены только корректные ЦЛ. Их количество отображается в окне Поперечный профиль.
Корректность целевых линий проверяется по следующим позициям:
1. Последовательность элементов поперечника. Контролируется расстояние от оси дороги до целевой линии. Оно должно быть не менее суммы ширин всех предыдущих полос. Так сохраняется порядок следования конструктивных элементов поперечника друг за другом, от оси к бровке дороги. Если условие не выполняется, то на поперечнике полоса строится по данным из соответствующей графы с параметрами полосы движения или обочины. 2. Возможность построения дорожной полосы с уклоном, который рассчитывается с учетом профиля ЦЛ. Предельные значения уклона ±999 ‰. Уклон можно ограничить заданным диапазоном значений. Если это условие не выполняется, то предусмотрены варианты: ✓принять предельное значение уклона; ✓принять уклон полосы на поперечнике из соответствующей графы с фактическими параметрами (диапазон уклонов ✓полностью отказаться от использования данной ЦЛ. 3. Для бортов, высотное положение которых определяется целевой линией, выполняется проверка на соответствие фактического возвышения борта по отношению к краю предыдущей полосы и значений максимального и минимального возвышений, заданных для внутренних бортов технологического тротуара. Для тротуара и остановочной полосы возвышение внутреннего борта возможно в пределах его высоты. При выходе за диапазон указанных значений борт будет строиться по настройкам графы, без учета ЦЛ. |