|
<< Нажмите, чтобы обновить оглавление >> Навигация: Проектирование трассы АД в окне Профиль > Эскизная линия |
Эскизная линия (ЭЛ) – один из проектных профилей для трассы АД. Как и ЛРО, эскизная линия ЭЛ определяет желаемое положение проектного профиля. Эскизная линия может не учитывать соблюдение технических норм, она используется при автоматизированном проектировании продольного профиля методами оптимизации.
При описании эскизной линии дорога может быть разделена на участки. На одних участках профиль ЭЛ можно определять рабочими отметками, на других – интерактивными построениями геометрических элементов, например, сплайнов или парабол. При этом ЭЛ может быть не состыкована ни по уклонам, ни по радиусам, поскольку она – только эскиз проектного решения. В дальнейшем, при получении проектного профиля оптимизацией, увязка элементов ЭЛ осуществляется автоматически с учетом соблюдения условий плавности в начальной и конечной точках и с максимальным приближением к ЭЛ.
Для успешного использования ЭЛ в оптимизации необходимо соблюдение определенных условий и рекомендаций:
•ЭЛ не должна иметь горизонтальных и вертикальных разрывов в пределах участка оптимизации;
•желательно, чтобы ЭЛ не имела резких изломов, так как в этом случае при оптимизации могут создаваться участки кривых небольшой длины.
Проектный профиль, полученный в результате оптимизации, будет максимально приближен к эскизной линии с заданным условием приближения: произвольно, не выше, не ниже.
ЭЛ представлена функциональной маской (ФМ), которая хранится в служебном слое Эскизная линия проекта Профили НП профилей.
ЭЛ можно создать несколькими способами:
•командой На полилинии по маске ЛРО - в этом случае будут использованы рабочие отметки, рассчитанные по заданным для ЛРО условиям;
•командой Создать по рабочим отметкам - задать произвольные рабочие отметки от черного профиля, если необходимо учесть условия, которые не предусмотрены в расчете ЛРО, и по ним автоматически создать ЭЛ;
•командами С созданием элементов, Сплайнами по точкам, По существующим элементам, По смещению - выполнить интерактивные построения, в процессе которых можно учесть все индивидуальные требования к эскизу проектного профиля.
Стандартные команды построения эскизной линии сосредоточены в меню Оси/ Эскизная линия проекта Профили и работают по аналогии с командами создания других продольных профилей.
Остановимся подробнее только на особенностях создания ЭЛ.
ЭЛ на основе ЛРО
Если ЭЛ создана на полилиния ЛРО, то она может быть фактически эквидистантой черного профиля. И проектный профиль, полученный затем в результате оптимизации такой ЭЛ, будет стремиться повторить переломы черного профиля по обертывающей линии.
В условиях выполнения ремонта покрытия такой подход является обоснованным, поскольку главная задача в этом случае – добиться минимальных объемов выравнивания.
При новом строительстве или в случае устройства новой дорожной одежды на участках реконструкции, можно ориентироваться на ЛРО, но при этом дополнительно учитывать фиксированные отметки над водопропускными трубами, мостами, путепроводами, в местах примыканий и пересечений и пр. В таком случае используются команды С созданием элементов и Сплайнами по точкам.
Примечание Как показал опыт, оптимизация эскизных линий, созданных командой Сплайнами по точкам, зачастую позволяет получить вертикальные кривые проектного профиля достаточно большой длины.
Команда создания эскизной линии по рабочим отметкам от ЧП по логике близка созданию ЛРО по расчету. Только в этом случае рабочие отметки определяются интерактивно в графе Рабочие отметки для Эскизной линии сетки Оптимизация профиля.
Последовательность построения:
•В графе указывается произвольная точка или захватывается существующая - такую точку можно выбрать в окнах плана, продольного профиля, развернутого плана, сеток.
•Затем в окне параметров задается рабочая отметка от черного профиля, уточняется пикет и величина смещения точки относительно ее первоначального положения в графе: значение со знаком "минус" смещает точку влево, со знаком "плюс" – вправо.
•По кнопке Создать Эскизную линию выполняется построение ЭЛ в виде ломаной линии в окне продольного профиля. При этом ЭЛ строится только при условии, что в графе Интервалы пересоздания Эскизной линии для интервала на участке создания ЭЛ настроено Состояние = Пересоздавать.
Примечание Кнопка Создать Эскизную линию включена в набор методов для двух граф: Интервалы пересоздания Эскизной линии и Рабочие отметки для Эскизной линии.
Примечание После того как точки с рабочими отметками созданы, построение ЭЛ можно выполнить также в проекте Профили, команда Оси/ Эскизная линия/ Создать по рабочим отметкам.
Создание эскиза
Дополнительно предусмотрена возможность получать ЭЛ по эскизу, который создается автоматически на участке оптимизации, ограниченном двумя контрольными точками.
Эскиз строится с заданным числом углов поворота, в которые вписаны сплайны. Вершины углов эскиза можно перемещать, добавлять и удалять, изменять отметку, длины и уклоны тангенсов. Информация по кривым, вписанным в ВУ, радиусу и длине, вынесена в окно параметров. Эскиз можно сохранить как ЭЛ.
Подробнее о работе с эскизом см. в статье Контрольные точки.
ЭЛ можно редактировать всеми доступными командами редактирования функциональных масок. Они сгруппированы в меню Оси/ Эскизная линия/ Редактировать Эскизную линию проекта Профили.
Редактирование ЭЛ может понадобиться на участках, созданных по маске ЛРО или по рабочим отметкам с частыми изломами и большими перепадами высот, а также на затяжных подъемах или спусках с постоянным (или близким к таковому) уклоном.
Следует отметить, что интерактивное редактирование эскизной линии может нарушить условия, по которым рассчитывалась ЛРО. Например, на участках ремонта может появиться фрезерование существующего покрытия, хотя изначально такой вид работ был исключен.
Для быстрого обновления данных от ЭЛ можно воспользоваться командой Правка/ Актуализировать профили и сетки.
Создание данных от ЭЛ возможно следующими способами:
•получение рабочих отметок ЭЛ от черного профиля - в проекте Профили (меню Оси/ Данные от Эскизной линии). Рабочие отметки вычисляются как разность между абсолютными отметками ЭЛ и ЧП;
•заполнение граф Отметки Эскизной линии, Вертикальные кривые Эскизной лини соответствующими данными - в сетке Оптимизация профиля. Графы с отметками и вертикальными кривыми являются информационными и служат для аналитического представления ЭЛ.
Каким бы способом ни создавалась эскизная линия, ее конфигурация будет влиять на конечный результат оптимизации – проектный профиль. Поэтому рекомендуем следующие действия:
•При создании эскизной линии по ЛРО учитывать, для каких условий была определена ЛРО (новое строительство или ремонт). На участках нового строительства использовать ЛРО в качестве ориентира и создавать эскизную линии без резких изломов.
•После создания ЭЛ проанализировать ее геометрические параметры визуально или по данным графы Вертикальные кривые Эскизной линии в сетке Оптимизация профиля:
✓сравнить значения уклонов и радиусов элементов ЭЛ с принятыми ограничениями для проектного профиля;
✓если между уклонами большая разница, то следует исправить эскизную линию, приближая ее геометрические характеристики (радиусы, уклоны, высотное положение) к требуемым параметрам проектного профиля;
✓после корректировки ЭЛ повторно проанализировать ее геометрические параметры визуально или по данным графы Вертикальные кривые Эскизной линии.
Примечание Если в проекте были созданы и ЛРО, и ЭЛ, то для оптимизации будет выбрана ЭЛ. Если ЭЛ отсутствует, то – ЛРО. Если отсутствуют и ЛРО, и ЭЛ, то оптимизация не выполняется.
См. также