|
<< Нажмите, чтобы обновить оглавление >> Навигация: Проектирование трассы АД в окне Профиль > Поперечный профиль трассы АД > Проектирование дорожного полотна > Параметры обочин |
Графа Борт и технологический тротуар или лоток
Проектирование обочин дороги выполняется в двух сетках с идентичным набором граф и параметров: Параметры обочины слева и Параметры обочины справа.
Ряд параметров, которые могут повлиять на геометрию обочин, определяется в сетках Виражи, Дорожная одежда и ремонт покрытия, Земляное полотно и ремонт откосов.
Сужение обочин (укрепленной и/или грунтовой частей) на кривых в плане предусмотрено при условии, что уширение проезжей части устраивается за счет обочины, полностью или частично. Условие устанавливается в настройках команды Поперечник/ Обновить уклоны/ уширения.
Примечание Слои конструкции дорожной одежды для любой полосы обочины задаются в графе Дорожная одежда обочин сетки Дорожная одежда и ремонт покрытия.
Проектирование обочин проводится по аналогии с проезжей частью дороги: сначала заполняются основные параметры обочин (пикетажное положение интервалов различных полос, их ширины и уклоны, наличие бортов и тротуаров, их геометрия и высотная привязка к смежным полосам), затем учитываются уклоны и уширения на закруглениях. При построении любого поперечника выполняется проверка всех факторов, влияющих на параметры дорожного полотна, в т. ч. обочин. Подробнее см. здесь.
Последовательность ввода и расчета данных по проезжей части и обочинам см. здесь.
Ниже речь пойдет только о работе с сетками Параметры обочины слева и Параметры обочины справа.
Понятие обочина объединяет несколько различных полос, расположенных от внешней кромки проезжей части до бровки дорожного полотна. Это могут быть следующие элементы: краевая полоса, борт и технологический тротуар или лоток, остановочная полоса, укрепленная часть обочины, грунтовая части обочины, тротуар. Пример
обочины справа:
|
Если на каком-либо участке одна или несколько конструктивных полос обочины не заданы, то на поперечнике происходит сдвижка заданных полос к кромке проезжей части.
Если полосы проезжей части отсутствуют, то сразу от оси дороги будет строиться обочина.
Борт может устраиваться на таких полосах обочины, как Остановочная полоса, Борт и технологический тротуар или лоток и Тротуар.
Тротуар на выделенном интервале может располагаться на укрепленной и/или на грунтовой части обочины, т. е. параметры тротуара задаются в графах Укрепленная часть обочины и Грунтовая часть обочины.
Для ускорения работы можно использовать копирование данных с одной обочины в другую при помощи команды Поперечник/ Копировать параметры поперечника, дополнительно для политрассы - копирование параметров обеих обочин из одной оси направления в другую.
При создании поперечника политрассы в случае расхождения осей направлений, когда расстояние между кромками становится больше допустимой ширины разделительной полосы, полосы внутренних обочин для каждого направления создаются как для двух монотрасс с соблюдением определенных правил построения. См. подробнее раздел Проектирование разделительной полосы.
После применения шаблона дороги состав дорожных полос на обочинах уже определен:
–в плане созданы границы полос,
–в сетках профиля – точки и интервалы с параметрами указанных элементов обочины.
Все параметры по полосам обочин открыты для редактирования в сетках профиля: можно создавать новые интервалы различных полос обочин, уточнять плановую и высотную привязку бортов и тротуаров, назначать устройство прикромочных лотков или упоров, менять поперечные уклоны полос.
Все графы для ввода данных по обочинам являются рабочими и хранят точечные и интервальные данные, т. е. работа с этими графами аналогична работе с графами по полосам движения.
Примечание В графах могут отображаться следующие данные: ширина полосы В, уширение Δb, уклон полосы фактический (i – абсолютный , Δi - относительный), h1 и h2 - возвышения над смежными полосами.
Интервалы различных элементов обочины определяют местоположение и ширину полосы и бортов. Для полос, на которых возможно устройство тротуаров, в параметры интервала включены уклоны на полосе до и после тротуара и на самом тротуаре.
В точках на разных полосах могут храниться различные типы данных: уклоны полосы, уширения, возвышения, т. е. высотная привязка бортов. Между точками значения интерполируются.
Для точек по границам трассы заданы все параметры и отключить их нельзя.
Для промежуточных точек настройку на создание данных определенного типа (уклон, уширение, возвышение) можно отключить – настройка Не создавать в параметрах точки. Такие точки не будут участвовать в интерполяции отключенных данных, например, возвышения - высотной привязки бортов для остановочной полосы, а между смежными точками будут интерполироваться только уклон и уширение.
Полосы Борт и технологический тротуар или лоток и Тротуар имеют свои особенности, поэтому подробнее остановимся на этих элементах обочины.
Графа Борт и технологический тротуар или лоток
После создания интервала в графе Борт и технологический тротуар или лоток (команды Создать интервал или Редактировать в таблице) для него можно задавать параметры следующих элементов обочины:
•технологический тротуар;
•лоток;
•упор.
Кроме геометрических параметров, в интервалах графы назначаются материалы для элементов Лоток и Упор.
Технологический тротуар
Параметры для технологического тротуара (ширина, уклон, отгоны ширины, наличие и ширина бортов) задаются, если для параметра графы Элемент выбрано значение Технологический тротуар.
Технологический тротуар может быть как без бортов, так и с одним или двумя бортами. На поперечниках любой борт изображается упрощенно, в виде прямоугольника.
Борт внутренний – это борт, ближайший к проезжей части.
Для высотной привязки бортов используется ряд параметров, хранящихся за точками графы:
•возвышения бортов над предыдущей и следующей полосами, а также над элементом полосы (тротуаром);
•минимальное и максимальное возвышения, которые отсчитываются от верха внутреннего борта и контролируются при построении поперечника
(рис.):
Возвышение борта над предыдущей полосой отсчитывается по настройке, заданной в сетках Профиль кромки слева (справа): –от точки продолжения последней полосы проезжей части (как на рис.) –от кромки покрытия, например, от внешней кромки краевой полосы. |
Контроль и корректировка данных предусмотрены в следующих ситуациях:
•запроектирован продольный профиль по кромке покрытия - при выходе из диапазона заданных возвышений автоматически пересчитывается уклон краевой полосы (или краевой полосы и смежной полосы движения) на предельное значение, при котором заданные возвышения соблюдаются;
Примечание Как только создан профиль кромки, уклоны рассчитываются между отметками по кромке покрытия и кромке смежной полосы, а не принимаются из сеток с параметрами проезжей части и обочин.
•для определения высотного положения борта назначена целевая линия (ЦЛ) по маске в плане - при выходе из диапазона заданных возвышений борт строится по настройкам графы, без учета ЦЛ.
Примечание При отсутствии бортов параметры возвышений не учитываются.
Для точек, которые созданы пользователем интерактивно, записываются значения исходных возвышений бортов над смежными полосами и над элементом полосы (тротуаром). Тем самым сохраняются значения, к которым можно вернуться в случае отмены автоматической корректировки возвышений. Например, на участках устройства автобусных остановок программа создает интервалы заглубления борта до и после посадочной площадки. Если автобусная остановка будет смещена или удалена, то борт восстановится по исходным настройкам.
Лоток
Параметры лотка (ширина, высота сторон, толщина стенок и др.), материал лотка, а также устройство внешнего борта и его ширина задаются, если для параметра графы Элемент выбрано значение Лоток.
Создание целевой линии для лотка и упора не предусмотрено, плановое и высотное положение этих элементов определяется только параметрами графы.
Лоток может иметь только один борт – внешний, или устраиваться вообще без борта. Если борта нет, то лоток пристыкуется к следующей полосе обочины и всегда без выступа.
Высотная привязка борта к лотку и к смежной полосе определяются через параметры точки. Изменяя размеры лотка в окне параметров интервала, можно получить лотки различной геометрии
(рис.):
|
Упор
При выборе элемента Упор можно конструировать водосборный лоток непрерывного формования треугольной формы с постоянной шириной на всем протяжении интервала. В таком случае высота внутренней стороны лотка и толщина стенки равны 0, а уклон лотка – это отношение высоты внешней стороны лотка к его ширине.
При других соотношениях размеров получим упор трапециевидной формы
(рис.):
|
Примечание Низ упора, как и низ лотка, на поперечнике отрисовывается всегда горизонтально.
Упор может иметь только один борт – внешний или устраиваться вообще без борта. Если борта нет, то упор пристыкуется к следующей полосе обочины и всегда без выступа.
Конструкция дорожной одежды под лотком и упором определяется в графе Дорожная одежда обочин (параметры Слои технологического тротуара в группах параметров Слева и Справа).
Параметры тротуара могут быть заданы для интервала в графах Укрепленная часть обочины и Грунтовая часть обочины, если включена настройка Тротуар = Да.
Параметры тротуара и частей обочины, вводимые в окне параметров для интервала графы, определяют положение тротуара не только вдоль трассы, но и на поперечном разрезе
(рис.):
|
Группы данных для интервала Параметры тротуара в начале и Параметры тротуара в конце позволяют задать переменные ширины части обочины до тротуара и самого тротуара; переменные поперечные уклоны тротуара и частей обочины до и после тротуара.
В точках графы хранятся настройки для интервала полосы без тротуара (уклон и уширение) и для бортов тротуара (возвышения).
Внимание! Уширение дорожного полотна на участках устройства тротуара выполняется за счет части обочины после тротуара. Эта часть может уменьшаться до нуля, тротуар при этом не сужается.
См. также